Дисциплина

 

    «Стандартизация, метрология и сертификация»

 


Разминка

     На каждом уроке провожу разминку.

     Цель: - добиться безупречного знания «азбуки» дисциплины;

               - чтобы каждый студент знал материал на «3».

     Разминка начинается со второго занятия. В неё включены вопросы из первой темы. Далее вопросы дополняются по мере прохождения материала. К концу семестра их не должно быть более 20 – 30. Каждый раз разминка начинается с первого вопроса.

     Основные требования к разминке:

1. Разминка должна быть ежеурочной.

2. Оценка не ставится (это не контроль знаний).

3. Тон проведения разминки только доброжелательный.

4. Можно отвечать на вопросы сидя.

5. Не добиваться ответа от того, кто его не знает.

 Вопросы разминки по дисциплине

          1. Что называется стандартизацией?

          2. Разновидности стандартизации.

          3. Что такое стандарт?

          4. Методы стандартизации.

          5. С какой целью применяют параметрические ряды?

          6. Главный орган по стандартизации?

          7. Категории стандартов.

          8. Виды стандартов.

          9. Признаки качества продукции.

        10. Что такое посадка? Какие бывают посадки?

        11. Что такое допуск?

        12. Виды взаимозаменяемости.

        13. Что такое квалитет и сколько их?

        14. Что значит «основное отклонение»?

        15. Что значит «посадка в системе отверстия»?

        16. Что значит «посадка в системе вала»?

        17. Что такое «селективная сборка»?

        18. Что такое метрология?

        19. Простейшие средства контроля.

        20. Измерительные средства.

     Вывод:1. Результаты разминки придут, но в разных группах через разное время.

2. К концу семестра студенты знают основные понятия и определения.

 

 

Опрос

     Проверку домашнего задания можно проводить по-разному. Самый распространённый метод – индивидуальный опрос, при котором студент отвечает у доски. Но чаще всего студенты бывают не подготовлены, не знают ответа, боятся отвечать. Чтобы избежать этого, можно предупредить заранее кого спросят и по какому вопросу. Можно разрешить пользоваться при ответе развёрнутым планом. В зависимости от того, как студент пользовался планом – ставится разная оценка. Остальные студенты внимательно слушают ответ, на который дают рецензию. Можно заслушать 1-2 рецензентов и поставить оценки.

Примерная рецензия

- что хорошего замечено в ответе (последовательность, выводы…).

- какие замечены ошибки и неточности в рассказе, исправить их.

- какие замечены дополнения к рассказу преподавателя или к материалу учебника.

- внести собственные дополнения.

     Рецензию можно делать как устно, так и письменно.

     Вывод:

1. Можно избежать неудовлетворительных оценок.

2. Результаты от рецензирования скажутся не сразу.

3. Накопляемость оценок.

4. К домашнему заданию студенты будут относиться серьёзней.



Дидактический материал


При опросе использую дидактический материал, изготовленный студентами дома или на кружке.



1. Опросная карта

Может использоваться индивидуальной, групповой и коллективной формы работы при опросе домашнего задания или на зачёте.

     Цель использования: - активизировать и организовать деятельность студентов;

                                       - учить сопоставлять вопросы и ответы;

                                       - быстро настроить студентов на урок.

Методика составления карты

     Подобрать 5 вопросов (желательно из одной темы, можно из разных). Лист бумаги разделить на пять частей (произвольно). Изобразить в каждой части отдельный вопрос в форме определённого кода (картинка, формула, график, ребус…). Количество словесной информации должно быть минимальным.

Работа с опросными картами

     При индивидуальной работе вызываются к доске два студента, которые должны сформулировать и задать вопрос к каждому фрагменту карты и дать ответы на поставленные вопросы. Считается количество правильных ответов и ставятся оценки.

Групповая работа. Вся группа разбивается на микрогруппы. Каждой выдаются разные опросные карты. Для контроля в каждой микрогруппе можно назначить проверяющего из сильных студентов, который в оценочном листе записывает работу членов микрогруппы. Преподаватель может проверить работу нескольких человек из разных микрогрупп, вызвав их к доске.

Фронтальную работу можно проводить по картам – эстафетам, которые передаются по партам каждого ряда. Каждая парта отвечает на один вопрос. Опрос заканчивается либо по истечении определённого времени или пока карта не дойдёт до последней парты. Преподаватель даёт перечень правильных ответов.

 

2. Зубастик

     Цель использования: - для усвоения «азбуки» предмета;

-индивидуальный опрос самых слабых студентов.

     На листе изображена мордочка любого животного с раскрытой пастью (5 зубов сверху и 5 – снизу). На верхних зубах написаны вопросы. А на нижние надо положить карточки с правильными ответами. Карточек прилагается несколько, из них надо выбрать пять – соответствующих каждому вопросу. Работа оценивается по количеству правильных ответов по 5-бальной системе.

 


Нетрадиционная форма урока

Проведение игр на занятиях повышает активность, интерес к учебной деятельности.

     В разделе «Метрология» изучается система единиц измерения. Как известно, единиц измерения очень много. Некоторые из них не вошли в систему SI, но имеют применение. Часть единиц измерения вызывает большой интерес у студентов. Для проверки знаний и более углублённого знакомства с единицами измерения я провожу игру в форме «Брейн – ринг». Эту игру можно проводить как зачётное занятие по любой теме или разделу.

     Цель занятия: - выявить, закрепить и углубить знания;

                             - учить концентрации внимания и эмоциональной устойчивости;

                             - воспитывать чувство коллективизма.

Методика проведения игры

На предыдущем занятии группа разбивается на команды по 4 – 5 человек. Выбирается капитан. Даётся домашнее задание – повторить единицы измерения.     К игре готовятся карточки с вопросами, оценочный лист, настольные лампы.

     Время проведения игры примерно 30 минут. Это зависит от количества команд в группе. Вначале производится жеребъёвка какая командапод каким номером выступает.

     Команды № 1 и № 2 садятся за столы, на которых установлены настольные лампы. Задаются вопросы по теме. На обдумывание даётся 1 минута. Если команда готова дать ответ, то нажимает на кнопку настольной лампы и загорается лампочка. Если ответ даётся не правильный, отвечает другая команда. Количество вопросов командам определить заранее – 3 или 5. Если на вопрос обе команды дали не правильный ответ, то его потом можно задать другим командам.

     При неравном счёте команда № 3 занимает место проигравшей команды (№ 1 или № 2). Игра заканчивается, когда все команды поиграют и выявится лидер.

     В оценочном листе кроме счёта можно записывать фамилии студентов, дающих правильный ответ. По окончании игры подводятся итоги, объявляется команда – победитель и выставляются оценки.

     Оценку «5» - ставлю за 3 победы;

                  «4» - за 2 победы;

                  «3» - за 1 победу;

    Оценку «2» не выставляю в журнал, а предлагаю индивидуальное задание.

Примерные вопросы для игры

     1. Путевая мера длины, различная в разных странах.

     2. Основная единица массы?

     3. Чему равен один карат в граммах?

     4. Миллион граммов.

     5. Жидкий килограмм.

     6. Чему равен пуд?

     7. Что вы знаете о единицах времени, как склянка?

     8. Мера земельной площади.

     9. Единица веса, применяемая в ювелирном деле?

   10. Шестьдесят два с половиной пуда?

   11. Деревянная валюта.

   12. 7360 ватт… а в переводе на лошадиные силы получится?

   13. Английская мера длины?

   14. Чему равен дюйм?

   15. Француз насчитал 80, швед предложил 100, а немец настаивал на 180. О чём идёт речь?

   16. Величина, которой измеряются другие однородные величины.

   17. Чему равен Ø металлического рубля 1997 года выпуска?

   18. Основная единица длины?

 состав

команды

 

   Игра1

 

  Игра2

 

     Игра3

 

 

   Игра4

 Оценки

Команда

     № 1

1

2

3

4

+

 

+

+

+

 

 

+

 

 

4

 

3

4

Команда

    № 2

1

2

3

4

+

 

+

 

 

 

3

 

3

Команда

    № 3

1

2

3

4

 

+

 

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

5

3

5

4

Команда

    № 4

1

2

3

4

 

 

 

+

 

+

 

 

3

 

3

Команда

    № 5

1

2

3

4

 

 

 

+

+

3

3

 


Дисциплина «Инженерная графика»

     Выполнение упражнений и графических работ требует внимания, усидчивости, терпения и мышления. Всё это у большинства студентов отсутствует. Поэтому эта дисциплина студентам обычно не нравится. Чтобы повысить интерес, я включаю активные методы обучения, игровые моменты.

 


Дидактический материал

     1. Кубики

     Цель использования: - проверка знаний по теме «способы проецирования и чертежи в системе прямоугольных проекций»;

                                         - развитие мышления.

Методика изготовления кубиков

     Вариантов изготовления кубиков несколько. Предлагаю один из них. Выполнить четыре развёртки кубика из бумаги или картона (размер грани 50 ×50 мм). На одной развёртке на каждой грани изобразить наглядные изображения деталей. На второй развёртке должны быть изображены виды спереди этих деталей, на третьей – виды сверху, на четвёртой – виды слева. Развёртки склеить в кубики.

Работа с кубиками

     Получив 4 кубика, студент выбирает любое наглядное изображение на одном кубике. Среди других трёх кубиков он должен отыскать виды и расставить их согласно правилам проецирования.

    

2. Чертёжное домино

     Это коллективная игра для двух, трёх или четырёх участников. Для тех студентов, которые знакомы с правилами проецирования деталей и умеют распознавать прямоугольные проекции деталей по их аксонометрическим изображениям и наоборот, эта игра представляет огромный интерес.

     Цель использования: - частично ликвидировать пробелы в знаниях отдельных студентов в чтении чертежей;

                                       - развитие мышления.

Методика изготовления домино

     Фишки домино выполняются из картона. Поле фишек прямоугольной формы, размером 90 × 40 мм. Таких фишек, как и в обычном домино, 28. На одну половину фишки наклеиваются чертежи одной детали, на другую – наглядное изображение другой детали. Семь фишек сделать «дуплями». На них наклеить изображения или виды одной и той же детали.

Работа с чертёжным домино

     Правила игры аналогичны правилам обычного домино. Фишки перемешивают и каждый из играющих берёт по семь фишек. Начинает игру тот, у кого больше «дуплей», с которого начинается ход. Следующий за ним по часовой стрелке игрок имеет право положить фишку с изображением чертежа, соответствующему наглядному изображению на дупле. Затем играет третий и т. д. (как в обычном домино). В результате образуется цепь взаимосвязанных между собой фишек с чертежами и наглядными изображениями. Выигравшим считается тот, у которого быстрей закончатся фишки. Играя в домино, студент получает возможность лучше ориентироваться в чтении аксонометрических и прямоугольных проекций деталей.

dsc01320


3. Игра «Серпантин»

     Цель использования: - контроль усвоения учебного материала.

     На картоне в квадратах, расположенных друг за другом, написаны вопросы под номерами. Прилагаются фишки и кубик (см. фото). Играющие кидают кубик. Сколько выпадет очков на кубике, на такой вопрос надо ответить. Если нет ответа, то возвращается на то место, откуда начал.

     Игру можно использовать по любым темам; на зачётном занятии; во внеклассной работе.

 dsc01319

 


Нестандартные формы занятий

     Формирование необходимых навыков и умений, а также проверка и закрепление теоретических знаний в игровой форме более эффективны по сравнению с традиционными методами обучения. Использование игровых ситуаций повышает интерес к предмету, активизирует работу на уроке, делая каждого участником игры, создаёт определённый эмоциональный настрой на получение знаний. Игра способствует формированию такого целостного опыта, который пригодится в будущей учебной и практической деятельности.


1. Опрос «Биатлон»

     Цель: - контроль промежуточного усвоения учебного материала;

               - безобидное ранжирование по уровню знаний.

Требования к опросу

     Содержание опроса должно охватывать тему или раздел. Вопросы составляются по трём уровням. Ответ на вопрос должен быть кратким и чётким. Обсуждение ответов исключается. К опросу готовится касса с карманами, на которых стоят номера 1…12. Касса разбита на три уровня, в каждом имеются ещё карманы штрафных вопросов и карман резерва. В карманы раскладывают карточки с вопросами. Для определения номера вопроса нужна рулетка, состоящая из стрелки и диска, на котором стоят цифры 1…12.

     Время проведения опроса 10 – 12 человек примерно 45 минут.

Методика проведения опроса

     Все студенты проходят сначала первый уровень знаний. Первый студент подходит к рулетке, запускает её и по стрелке определяется номер вопроса. Из кармана с соответствующим номером вынимается карточка, читается вопрос. На обдумывание ответа даётся 30 секунд. Если ответ правильный, студент идёт на место. Если ответ неправильный, то ему даётся шанс – ответить на вопрос из штрафного кармана того же уровня. При удовлетворительном ответе ставится оценка «3». До второго уровня этот студент не допускается. Если студент опять не ответил, то ему всё равно ставится «3» после выполнения дополнительного задания (домино, кубики, кроссворд, ребусы). Потом подходит второй студент и т. д.

     После прохождения первого уровня начинается опрос по второму уровню. Если ответ неправильный, то студент берёт штрафной вопрос. Если снова ответ неправильный, то оценка «3».

     Опрос по третьему уровню проводится аналогично.

     В конце опроса подводится итог.


2. Шоу – викторина «Счастливый случай»

     Этот элемент можно включить в любое занятие, изучив несколько разделов предмета.

     Цель игры: - проверить и закрепить знания;

                         - развитие мышления;

                         - уметь выделять главное, делать выводы;

                         - уметь быстро ориентироваться, принимать решения.

Подготовка к проведению игры

     На предыдущем занятии студенты делятся на две команды по 5 человек. Остальные – зрители. Выбирается капитан. Каждой команде даётся задание – повторить темы, придумать по вопросу для игроков другой команды.

     К игре подбираются вопросы из прошедших тем, готовятся плакаты к вопросам для видеогейма, чёрный ящик. Делается рулетка со стрелкой и диском с номерами вопросов. На диске есть красный сектор – счастливый случай. Если этот сектор выпадает команде – ей задаётся дополнительный вопрос.

     Игра проводится в 5 геймов. На обдумывание каждого ответа – 15 секунд. Если на вопросы не отвечают обе команды, то вопрос переходит к зрителям, которые зарабатывают себе баллы для оценки.

     Время проведения игры 45 – 50 минут.

Проведение шоу – викторины

Каждая команда по очереди крутит рулетку, выбирая для себя номер вопроса.

1 гейм. Гонка за лидером

Вопросы из области истории

     1. Самая большая из египетских пирамид?

     2. Самая первая вещь, сделанная в Европе из каучука?

Вопросы из науки

     3. Кто открыл первую школу чертёжников?

     4. Кто автор учебника по черчению?

Вопросы из общих знаний

     5. Какую кривую описывает муха, ползущая равномерно по радиусу равномерно вращающейся грампластинки?

     6. Сколько рёбер у куба?

Вопросы из мира слов (термины)

     7. Слева, сверху и в анфас –

         то в черчении у нас,

         а на голубом экране –

         в знаменитой он программе.

     8. Начало – сказочный герой

         или ругательство порой,

         конец – колючий бок,

         а всё – черчения заботы

         и часть дипломной он работы.

                                      Вопросы счастливого случая

      1. Славянское название буквы «Д»?

      2. Что общего между королём, квадратом и петлёй Нестерова?

      3. Какой размер наносят ближе к изображению – меньший или больший?

      4. Я стою и веду, меряю, переношу,

          размечаю и рисую – знаешь штуку ты такую?

 

2 гейм. Спешите видеть

     1. На каком чертеже изображена деталь А?

     2. Определить количество кубиков.

     3. У какого цилиндра основания // профильной плоскости проекций?

     4. Для каких деталей вид сверху будет одинаковым?

     5. Соединить все точки четырьмя линиями, не отрывая карандаша от бумаги.

     6. Какому домику соответствует развёртка?

  7. Со сколькими кирпичами соприкасается красный кирпич?

     8. Очертание какой буквы имеет одна из проекций модели?

                                       Вопросы счастливого случая

      1. Относится ли данная пара изображений к одному и тому же кубику, показанному в разных положениях или к двум разным кубикам?

      2. Сожмутся или разожмутся концы Б – Б, если сжать концы А – А?

      3. Какой вариант нанесения размеров предпочтителен?

      4. На столе лежат шашки. Сосчитайте, сколько всего шашек?

3 гейм. Ты – мне, я – тебе…

     Каждая команда задаёт по 3 – 4 вопроса соперникам.

4 гейм. Тёмная лошадка

     Чёрный ящик (в нём циркуль). Какая из команд быстрей ответит на вопрос.

     Наклонная дружна с перпендикуляром,

     Он – стоек, а она всё время рядом,

     Пытаясь обвести его кругом,

     На деле – всё бежит за ним бегом.

5 гейм. Дальше, дальше…

     Каждая команда отвечает на вопросы. За 2 минуты надо ответить на большее количество.

Вопросы для одной команды

     1. Название контурной линии?

     2. Куб – это фигура или геометрическое тело?

     3. Как наносится штриховка при разрезе?

     4. Толщина сплошной основной линии?

     5. Сумма внутренних углов треугольника?

     6. К каким кривым относится овал?

     7. Каким условным знаком обозначается радиус на чертеже?

     8. Чьим языком является чертёж?

     9. Какой линией обводят контур наложенного сечения?

   10. Сколько граней у куба?

   11. Как расположены оси в прямоугольной изометрии?

   12. Линейка для вычерчивания кривых линий?

   13. Что означает размер шрифта № 5?

   14. Карандашами какой твёрдости обводят чертежи?

   15. Назвать три плоскости проекций.

   16. Пример масштаба увеличения.

   17. Какие инструменты нужны при вычерчивании окружностей?

Вопросы для второй команды

1. Название размерной линии?

2. Можно ли по двум проекциям построить третью?

3. Где помещают основную надпись чертежа?

4. Пример масштаба уменьшения.

5. Чем отличается конус от пирамиды?

6. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?

7. Название линии невидимого контура.

8. Какое изображение на чертеже называется главным?

9. Когда применяют разрыв изображения?

10. Славянское название буквы «А»?

11. Какие размеры относятся к габаритным?

12. Какая получится фигура, если секущая плоскость проходит вдоль оси конуса?

13. Какое расстояние должно быть между размерной линией и контуром чертежа?

14. Как подготовить к работе карандаш?

15. Сочетанием каких геометрических тел образован шарикоподшипник?

16. На каком расстоянии от края листа проводят линии рамки?

17. Что называется сопряжением?

     Подводится итог, выставляются оценки.


Copyright 2012. Joomla 1.7 templates free. Шарьинский Аграрный Техникум